Художник Г. Сотников.
Эскиз суперзанавеса к опере-олонхо М. Жиркова, Г. Литинского «Ньургун Боотур» в постановке А. Борисова 1993 г.
Органичной корневой системой для создания многих видов театрального искусства Якутии, в том числе и оперно-балетного театра, явились многовековые традиции музыкальной культуры народа саха дописьменного периода, и в первую очередь, Олонхо.
Олонхо – величественный и ценнейший памятник духовного гения народа саха и относится к самым архаичным пластам устного наследия тюрко-монгольских народов Алтая и Саян. Истоки его восходят к временам, когда предки саха жили на своей прежней южной прародине. Феномен олонхо, состоящего из множества больших сказаний, говорит о высоком интеллекте традиционного древнего общества, способного создавать масштабные произведения, как олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», в котором более 36 тысяч строк! воспроизводить, сохранять и передавать его из поколения в поколение. Каждое олонхо носит имя своего главного героя или героини, их особенность в том, что они не стремятся к власти и завоеваниям, а всегда содействуют добру и счастью. Мощное живописное художественное слово олонхо вселяло в человека спасительную духовную силу в выживании на суровом Севере.
Монументальное героическое олонхо вобрало в себя всё богатство и своеобразие художественного наследия народной памяти и философию народного мировоззрения, устремленного к добру и счастью «на вечно зелёной и солнечной благодатной земле». В олонхо более трети поэтического текста занимают именно поющиеся монологи, требующие незаурядных голосовых данных, вокального и актерского мастерства, недюжинной выносливости. Олонхосут-импровизатор, как сакральная, всесторонне одаренная личность, представлял собой явление разножанрового театра одного актера. Он контролировал звучание и тембр своего голоса, приложив ладонь к левому уху, выполняющую функцию акустического резонатора, ведь он один озвучивал целую «партитуру» многочисленных и разнохарактерных персонажей. Олонхо содержит и такой важный элемент театра как персонификация, в которой воплощается весь многослойный мифологический пантеон действующих лиц Верхнего мира - небесных покровителей, многочисленных героев Среднего мира и персонажей Нижнего мира, с родословными ветвями и ответвлениями в развернутых живописных характеристиках. В детальном поэтическом изображении олонхосут разворачивал величественную картину мироздания в пространстве и времени, с доисторического сотворения «изначальной Матери-земли, когда мир только что возник из тьмы и тумана». При этом он сам всегда выступал перед своими слушателями-зрителями свидетелем происходящих событий, иной раз в течение нескольких суток.
В олонхо все гиперболично и монументально: и колоритная густонаселенность в вертикали Вселенной с центром священного Древа Жизни Аал Дууп (Луук) Мас, в нем воплощён космогонизм Вселенной, ветви достигают Верхнего светлого мира страны Юрюн Айыы Тойона, корни прорастают в подземный Нижний мир враждебных сил.
Грандиозна и горизонтальная панорама Среднего мира «людей с солнечными поводьями за спиной», его торжественные музыкально-танцевальные обряды, звучащая многоликость разноголосой и танцующей благословенной природы, благословенного мира людей. В олонхо выразительно описывается и характер пластики персонажей, в которых можно проследить и общие этнические особенности движений.
Текст олонхо передаётся двумя приёмами: декламационным повествованием и вокальными монологами. Герои традиционно различаются по манере пения: торжественный высокий стиль дьиэрэтии ырыа (протяжное пение) принадлежит Верховным белым божествам и могучим богатырям Среднего мира, их невестам, почтенным старцам, лучшим людям. В этой же манере может петь и верный спутник героя, волшебный богатырский конь. Пение в этом стиле концентрирует в себе национальный звукотембровый идеал кылысах, который создает эффект «сольного двухголосия». Техника его звукоизвлечения основана на гортанном фальцетном призвуке необычного тембра.
Для создания образов злобных существ Нижнего мира – абаасы, а также других отрицательных и комических образов олонхосут прибегает к стилю дэгэрэн ырыа - легкий и подвижный, он близок обычному пению с организованной метроритмической основой. На протяжении всего олонхо герои наделены постоянным устойчивым кругом напевов и ритмоинтонаций. Архаичность песен-монологов выражается иллюстративностью тембровой окраски голоса в создании контрастных образов, а также элементами звукоподражания явлениям природы и животному миру.
Структурная закономерность чередующихся речитативных и песенных монологов, развитая драматургия взаимообусловленных сюжетных линий олонхо, живописность его поэтического слова, развернутая персонифицированная система являются как сценическими элементами, так и почти готовой музыкально-драматургической формой, благодатным универсальным материалом для его воплощения в жанрах европейской музыкальной системы.
Олонхо прошло сквозь тысячелетия реальной исторической судьбы якутского этноса, оно дает представление о масшабности гуманистической идеи, сформированной духовным опытом народного менталитета. Именно в олонхо заключена и «закодирована мудрость народа в стройной системе жизненно важных философских категорий, в том числе этики и эстетики» .
Духовное достояние народа саха - олонхо уникально и в масштабах мирового культурного наследия человеческой цивилизации так же, как и эпические шедевры: киргизский «Манас», индийский «Махабхарата», сродни таким явлениям, как японский Театр «Кабуки», Пекинская опера…
Made on
Tilda